Вечные ценности

Журнал Архидом №8 2007
Текст: Алина Абдуллина, Автор проекта: Марина Путиловская

«Я полагаю, что хорошо сделанный интерьер не умирает, представляя собой непреходящую ценность. Но люди склонны меняться, а дом — это всегда продолжение своего хозяина, он призван отражать и дополнять человека, развиваться вместе с ним. Люди изменяют интерьер тогда, когда «вырастают» из него — у них меняется самооценка, они ощущают и позиционируют себя по-новому. Современный дом сразу выдает свой возраст: с порога видно, был он создан вчера, пять или десять лет тому назад. У классических интерьеров больше возможностей для долгой жизни — они не подвержены моде. В классике нет «модных» интерьеров — эта эстетика несет в себе настолько мощный гуманный акцент, что неподвластна времени. Или классический интерьер не состоялся, и его хочется сразу же переделать. Или он состоялся, и в нем можно вполне комфортно и счастливо жить ближайшие пятьдесят — сто лет», — утверждает Марина Путиловская, автор роскошного проекта, выполненного в одном из новых домов Подмосковья. Опытный, творческий и очень вдумчивый мастер Марина Путиловская с неизменным успехом создает великолепные интерьеры, в высшей степени комфортные для жизни. Мы попросили Марину Путиловскую поделиться основополагающими принципами и секретами своего творчества, рассказать о последней работе.

Алина Абдуллина: Любой дизайнерский проект начинается с подробной работы с заказчиком. Расскажите, пожалуйста, о ней.

Марина Путиловская: Люблю иметь дело с образованными и творческими заказчиками: совместная работа с такими людьми часто бывает непростой, но всегда — интересной и плодотворной. Хозяйка этого дома — яркая индивидуальность: в свое время она получила диплом художника театра и кино, реализовала ряд удачных, известных проектов... Это человек с очень высокими требованиями к уровню всех проявлений своей жизни — от общения и работы до качества пространственного окружения. Но при этом она обладает абсолютно нестандартным вкусом, не приемлющим избитых и тривиальных решений. Приобретая этот дом, она пожелала окунуться в принципиально новую для себя среду. Интерьеры ее прежних домов и квартир были авангардными, однако на этот раз она решила попробовать выразить себя в классическом пространстве. Это был рискованный «вызов»: дело в том, что человек авангарда — это человек, который стремится вперед, к развитию, экспансии, переменам. И главная задача авангардного интерьера — не мешать, не останавливать: например, минималистичный ди- ван не должен «искушать» желанием задержатся на нем надолго. А вот человек классики, наоборот, садясь на диван, осматривается, думает, созерцает... Мы пытались найти компромисс между активной, ищущей натурой заказчицы и спокойной, умиротворяющей гармонией классики.

А. А.: В чем заключалась концепция вашей работы?

М. П.: Создавая этот интерьер, мы стремились к синтезу классических принципов и современных приемов. Например, в планировке дома мы позволили себе отойти от традиционных правил, создав большие, перетекающие друг в друга пространства, внеся смелые открытые цвета, однако в отделке и декоре сохранили верность классической эстетике. Кроме того, мы не стремились ограничивать интерьер жесткими рамками единого стилистического решения, введя значительный элемент инвариантности, автономности. Любое помещение обладает собственным характером и настроением, не похоже на другие. Например, каждая комната решена в собственной палитре, мы использовали достаточно смелые, нетрадиционные цвета: салатовый, красный, бордовый, черный, синий... В результате именно эта цветовая полифония стала главной концепцией дома.

А. А.: Расскажите об архитектурных особенностях самого здания, ведь зачастую «коробка» требует существенных доработок.

М. П.: С домом, предоставленным нам заказчицей, было очень приятно работать. Построенный по американскому проекту в одном из коттеджных поселков дом почти всецело отвечал нашим представлениям о гармоничном, элегантном и комфортном жилище. Нас устраивало почти все: просторные помещения, высокие потолки, большие окна. Нам не потребовалось радикально вмешиваться в планировку дома, пространство было организовано очень разумно и удобно. На первом этаже традиционно расположились общественные помещения: большой холл, столовая, главный зал с большим камином и выходящими на террасу окнами. Организация приватного бло- ка тоже практически не оставляла желать лучшего: значительными размерами отличались не только апартаменты хозяев, снабженные двумя санузлами и гардеробными, но и детские комнаты. Каждая из малых спален тоже имела собственный санузел и две — мужскую и женскую — гардеробные; кроме того, для детей были предусмотрены отдельные комнаты для игр и для занятий. Я считаю, что это очень удачно, когда детям не приходится спать и учиться в одном помещении: кровать и игрушки отвлекают от занятий, а вид книг и рабочего стола не дают по-настоящему расслабиться перед сном. Очень эргономично спроектированы технические помещения. Например, в доме — две кухни, одна — презентационная, играющая роль домашнего бара, а вторая, скрывающаяся в глубине здания, — профессиональная, на которой готовят и к которой примыкает помещение для персонала. Впрочем, внести определенные изменения в планировку дома нам все-таки пришлось. Например, первый этаж мы дополнили обширной зоной релакса, состоящей из бассейна, сауны и СПА, откуда можно выйти на открытую террасу и спуститься в сад. Единственным недостатком дома был лестничный холл с обычным прямым маршем, скрывающимся в глубине дома. Такое решение, на мой взгляд, категорически неприемлемо для интерьера столь высокого уровня, тем более классического, и мы решились на радикальные перемены. Мы перепланировали входную зону и изменили форму самой лестницы, создав величественный центральный холл, оптически увеличенный галереей зеркал. В холле теперь доминирует изящная винтовая лестница.

А. А.: Известно, с какой тщательностью вы подходите к выбору отделочных материалов. Этот дом поражает роскошью отделки.

М. П.: Мы очень взыскательно выбирали отделочные материалы, в этом доме нет ни одной привычной, примелькавшейся фактуры. Например, пол в холле отделан редчайшим слебом оникса «Эсмеральда» , из подобных сортов оникса сделаны подоконники во всем доме, санузлы отделаны высококачественными сортами мрамора. Кроме того, мы использовали очень богатую палитру деревянных фактур: лимонное дерево, палисандр, олива, карельская береза... Экзотические породы дерева и уникальные сорта камня придают пространству индивидуальность, сохраняя ощущение самодостаточности.

А. А.: В этой работе вы остались верны своей излюбленной теме богатого декорирования помещений. Какая тема преобладала в последнем интерьере?

М. П.: Работая над декором дома, я стремилась снова вдохнуть в классику жизнь, вернуть ей радость, легкость и естественность. Использовав сложную лепнину, резьбу и росписи с растительными и анималистическими орнаментами, я попыталась продолжить в интерьере тему вечно молодой, цветущей природы, наполнить дом ее нежностью и непреходящей радостью — и эта тема проходит красной нитью через все пространство дома. Рядом с холлом разместилась гардеробная, расписанная вручную сентиментальным орнаментом из ягод и ландышей, в главном зале мраморный портал огромного камина украшен сложной резьбой ручной работы — этот анималистический орнамент выполнен по нашим собственным эскизам. Очень удачным, на наш взгляд, получился бассейн: я думаю, в дизайне этого помещения нам удалось наиболее точно выразить характер хозяйки, ее сущность. Утреннее небо, изображенное на потолке, силуэты экзотических птиц на стенах — все это создает ощущение вечного рассвета, легкого дыхания, молодости... Таким я видела интерьер дома для долгой, счастливой жизни.